Профилактика возрастных заболеваний: как сделать долголетие активным

Главная   →   Новости   →   Профилактика возрастных заболеваний: как сделать долголетие активным

Известно, что лучшее лечение — это профилактика. Особенно понятно это становится с возрастом. И особенно когда вокруг бушует пандемия. Проблемы сохранения здоровья старшего поколения и продления времени активного долголетия обсуждались на круглом столе, посвящённом поддержке пожилых людей, в рамках нацпроекта «Демография».

Как рассказала главный внештатный специалист-гериатр Минздрава, директор геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ольга Ткачёва, основная цель гериатрии (медицины пожилого возраста) — повышение качества жизни старшего поколения. «Продление жизни без увеличения её активного периода — это не самый лучший сценарий ни с точки зрения человеческой жизни, ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения социальной сферы», — отметила она.

Инфекционные заболевания

Смертность от пневмококковой пневмонии в возрасте 65+ в развитых странах составляет до 30%, рассказала Ткачёва. Пожилые люди попадают в группу повышенного риска неслучайно: с возрастом иммунная система слабеет, а хронических заболеваний становится всё больше. «Не существует ничего, кроме вакцинации, что могло бы побороть инфекционные болезни, просто ничего, — подчеркнула главный гериатр страны. — При этом вакцинация против пневмококка снижает риск инфекции на 77%. Это простая и доступная мера, которую просто нужно реализовывать».

Продлить жизнь могут и прививки от множества других инфекционных болезней, например от гриппа, дифтерии, столбняка, коклюша, менингококковой и гемофильной инфекции, гепатита B. С осени прошлого года в России действует Стратегия развития иммунопрофилактики инфекционных болезней до 2035 года. Среди её основных задач — расширение категорий, которых обязательно надо вакцинировать, в первую очередь за счёт граждан старшего возраста. Пока же хвастаться нечем: от пневмококковой инфекции за последние пять лет в России было привито всего 2,5% взрослых, притом что нужно это больше четверти населения.

Пандемия коронавируса, нередким осложнением которого становятся бактериальные инфекции, ухудшила и без того печальную статистику. И, по мнению Ткачёвой, не существует иного пути, кроме вакцинации, чтобы избежать болезни: «Коронавирус никуда не исчезнет, а изоляция не может быть бесконечной». По её словам, наглядный пример демонстрирует государство Израиль, где прививки получила уже большая часть населения. «Показатели смертности от коронавирусной инфекции в Израиле начали очень быстро снижаться, как только стали прививать людей 65+. Это абсолютно очевидная закономерность, и это тот путь, которым должны идти и мы», — отметила Ткачёва.

Тем же, кто переболел COVID-19, требуется серьёзная реабилитация, которая для пожилых людей в любом случае сложнее, чем для молодых. «В нашем Центре сейчас проходят серьёзные научные исследования постковидного состояния пожилых людей. И мы видим, что даже у тех пациентов, которые болели не очень тяжело, сохраняются изменения в иммунном статусе, в разных органах и системах. Среди последствий: развитие тяжёлого миокардита с сердечной недостаточностью, серьёзные неврологические нарушения», — рассказала Ткачёва. У переболевших долго сохраняются одышка, нарушения сна, головные боли. У многих пожилых пациентов во время болезни уменьшается мышечная масса и сила. А у исходно ослабленных пациентов может снижаться способность к самообслуживанию. 

Падения и переломы

Несмотря на пандемию, не следует забывать и о других проблемах гериатрии, говорят специалисты. Так, по словам Ткачёвой, каждый человек в возрасте 80+ падает как минимум раз в год, почти 30% падений заканчиваются тяжёлыми травмами и переломами, а смертность от последствий падений и переломов в пожилом возрасте сопоставима со смертностью от инфаркта миокарда. Распространённость синдрома падений увеличивается с возрастом от 30% у пациентов 65 лет до 50% — среди 80 лет и старше.

Причины падений в пожилом возрасте делятся на две основные группы: внешние и внутренние. Внешние причины связаны с неудобной обувью, плохими очками, отсутствием трости или ходунков, а также с небезопасной внешней средой (в том числе собственного жилища). К внутренним относятся возрастные изменения опорно-двигательного аппарата, зрения и сердечно-сосудистой системы. Причиной падения может стать нарушение равновесия, головокружение, спутанность сознания, кратковременная потеря сознания. 

Чтобы свести к минимуму риск падений и их последствий, специалисты советуют регулярные занятия гимнастикой для укрепления мышц, лечение остеопороза, приём лекарств, уменьшающих выраженность головокружения. 

Сами медики в рамках проекта по профилактике падений Profilaktika-perelomov.pdf (mpmo.ru) планируют скрининг старческой астении (слабость, потеря веса, снижение активности), выявление и коррекцию факторов риска падений и переломов, диспансерное наблюдение пациентов с первичным остеопорозом (снижение прочности костей). «Мы запустили большой междисциплинарный проект, направленный на профилактику падений и переломов у людей пожилого и старческого возраста, который объединил не только гериатров, но и ортопедов, травматологов, врачей скорой помощи, эндокринологов, ревматологов, терапевтов. Этот проект будет направлен на то, чтобы уменьшить риск падений и переломов, а также максимально быстро и эффективно лечить травмировавшихся пациентов», — рассказала Ткачёва. 

Диспансеризация

Неизбежны в пожилом возрасте и многие другие болезни, о которых нередко люди узнают случайно. Поэтому ни в коем случае не следует игнорировать ежегодную диспансеризацию, считают специалисты. По словам Ткачёвой, в минувшем году была существенно изменена программа диспансеризации именно для пожилых людей. В эту программу внесли пункты, которые касаются именно возрастных изменений, в том числе высокого риска падений и переломов, когнитивных дефицитов, других геронтологических проблем.

В целом диспансеризация состоит из двух этапов. На первом, скрининговом этапе выявляются пациенты с подозрением на наличие заболеваний (нарушения сердечно-сосудистой системы, онкозаболевания, глаукома, диабет, ожирение и другие болезни). Для этого проводятся профилактические осмотры у терапевта и профильных специалистов, инструментальные (УЗИ, измерение внутриглазного давления, маммография) и лабораторные исследования. Пациентов, которым по результатам первого этапа понадобится уточнение диагноза, направляют на второй этап диспансеризации. При необходимости им выдают направление на дополнительные обследования, которые не входят в программу диспансеризации, а также на специализированное лечение.

При этом серьёзной проблемой остаётся эйджизм, причём со стороны самих пожилых людей, отмечает Ткачёва. «Сегодня у нас есть возможности для высокотехнологичной помощи людям пожилого возраста, в том числе для малотравматичных и эффективных хирургических вмешательств. Уже стало рутиной протезирование тазобедренного сустава у людей старше 80 лет, стентирование коронарных артерий, электрокардиостимуляторы и многое другие. Но беда в том, что многие отказываются от подобных вмешательств, считают, что это нормально, когда в их возрасте что-то болит. Часто приходится слышать: «Сколько мне осталось жить? Зачем мне протезировать зубы?» Конечно, такие рассуждения — это настоящий эйджизм», — считает главный геронтолог страны. 

Поделиться в соцсетях:
Возможно, вас также заинтересует:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.